Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

21.06.2013 В газете «Деловой Петербург» (№ 107 от 19.06.13) опубликовано интервью ректора А.С.Запесоцкого «Наших выпускников нет на бирже труда»

Александр Запесоцкий, ректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, возглавляет вуз свыше 20-ти лет. За это время без бюджетного финансирования, зарабатывая на жизнь самостоятельно, данное учебное заведение превратилось в символ экономического процветания. В материальную базу, полученную от профсоюзов, вложено свыше 30 миллионов $ собственных средств. Даже в «лихие» 90-е ни на день не задержана зарплата, а выпускники уже много лет демонстрируют чудеса трудоустройства. В прошлом году из 1222 дипломированных специалистов на «биржу труда» не пришел ни один.
- Уже более 10 лет ваших выпускников практически нет среди зарегистрированных безработных, в то время, когда для многих вузов и 70% безработных – не предел. Как вы оцениваете свой результат?
- Как следствие правильно выбранной стратегии. Самое сложное – противостоять давлению государства, железной рукой уничтожающего качественное образование. Госаппарат, проводя реформы, допускает три катастрофические ошибки. Во-первых, насаждается представление об образовании как о платной услуге. Во-вторых, из вузов выведена функция воспитания. Ее государство фактически передало телевидению. В-третьих начальники убеждены, что система образования должна быть перестроена «по западному образцу», но об этом «образце» имеют весьма смутное представление. Вузы на Западе работают в совершенно иных условиях, чем у нас. Рядом с ними – сравнительно крепкая семья, церковь, развитые институты гражданского общества, совершенно иное телевидение, крепкие правоохранительные органы и т.д. И то там существуют большие проблемы.
Приступая к реорганизации вуза в начале 90-х, мы исходили из того, что образование имеет две неразрывно связанных составляющих: обучение и воспитание. Воспитывать по-советски было бессмысленно. Пришлось разрабатывать новые подходы. Мы воспитываем студентов через создание определенной деловой и культурной среды. И понимаем образование не как услугу, а как совместную деятельность вуза и студента. Студент должен быть озабочен тем, как наилучшим образом использовать возможности университета, а мы должны создавать ему условия для самореализации и предъявлять серьезные требования к его активности, воспитывать, учить. Обслуживать, конечно, тоже надо – в библиотеке, столовой, спортзале, общежитии. Но обслуживание – вспомогательная деятельность.
- Сейчас активно поднимается вопрос об особой роли работодателя в жизни вуза, о том, что работодатель должен определять суть происходящего, входить в попечительские советы и т.д.
- То, как это видит начальство, – откровенная глупость. Хотел бы я посмотреть на работодателя, который сможет меня поучать – как мне работать. Конечно, задача любого ректора – изучать рынок, реальные проблемы адаптации выпускников, понимать проблемы работодателей. Но я должен изучать работодателей, анализировать их мнения, а не работать под их диктовку. Профессиональная сфера работодателя – организовать работу на своем предприятии, а моя – подготовить для него соответствующие кадры. Но кроме потребностей работодателя есть еще и интересы самого выпускника. В него надо заложить потенциал роста, карьеры, перспектив самореализации. Некоторым работодателям это вообще безразлично. А выпускникам и свои семьи содержать надо, и стареньких родителей прокормить. Мы все это учитываем.
Мы знаем, что глава фирмы, предприятия, госструктуры хочет от новичка в общем-то простых, но очень редких теперь вещей: трудолюбия, дисциплины, надежности, честности. Один руководитель крупной турфирмы мне сказал, что предпочитает наших выпускников по такой причине: «Если ко мне прилетает чартер в 3 часа ночи, то я могу послать встречать его только вашего выпускника, если хочу спать спокойно. Либо я должен ехать в аэропорт сам». Под этот запрос рынка мы «причесываем» студентов все годы обучения. У нас нельзя прогуливать и нельзя опаздывать. Нельзя уезжать на Канарские острова в учебный период. Нельзя задерживать сдачу книг в библиотеку, списывать на экзаменах, «скачивать» материалы учебных заданий из интернета. Нельзя принимать наркотики, пьянствовать, устраивать шум в общежитии, курить в неположенных местах, разгуливать в помещениях в головных уборах и верхней одежде, нельзя забывать пропуска и бейджи… Отчисляя тех, кто этого не понимает, мы отказались за последние 20 лет от нескольких миллиардов рублей – платы за получение дипломов разгильдяями.
Но есть и другая сторона подготовки, включающая развитие общей культуры студентов и их креативных качеств. Мы тратим большие средства на дотирование культурных программ, стараясь максимально использовать лучшие стороны Петербурга. Начинается жизнь нашего студента в вузе с массовых экскурсий по городу, знакомства с театрами, музеями и т.д. А завершается великолепным выпускным балом. Наша система погружения в молодежную культуру уникальна. А есть еще и специальные методики повышения качества учебного процесса: проставление студентами оценок преподавателям, внимание к технологиям приема экзаменов вплоть до сплошной письменной фиксации их материалов, работа студенческого научного общества и других молодежных организаций. Есть уникальная система предъявления студентами претензий ректорату, есть тьюторство и многое другое. Наши ребята непрерывно заняты интересными им делами, способствующими росту. Недели не проходит, чтобы наш студент не выиграл какой-нибудь городской или общероссийский конкурс, соревнование. Так закладываются основы дальнейшего роста. Молодой человек должен не дурака валять в студенческие годы, а понимать, что жизнь дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы потом не было мучительно больно…
- Насколько для вас важно, чтобы выпускники работали по специальности, которую они получили в вузе? Отслеживаете ли вы сколько работают по специальности?
- Совершенно не важно. Думаю, это – задача для техникума. Вот мы взяли как-то конкретный выпуск юрфака и посмотрели, кто кем стал через 10 лет. Один – замести- телем прокурора Санкт-Петербурга, другой – начальником юридической службы Ленинградского военного округа, третий – вице-губернатором Ленобласти, четвертый – вице-губернатором Тюменской области, пятый – первым проректором нашего университета. Я кем-то из них должен быть разочарован? Все время получаем любопытную информацию про наших выпускников. Вот Вика Родичкина, например, получила у нас диплом искусствоведа со знанием китайского языка. Через несколько лет стала китайской кинозвездой, снявшись в популярнейшем сериале, в главной женской роли – русской разведчицы. Ну, и как я должен к этому относиться?
Университетское образование, если оно настоящее, конечно, должно через несколько лет открывать для выпускника множество возможностей карьерного роста. Человек должен их видеть и уметь ими воспользоваться. Мне известны и иные концепции. Некоторые деканы престижных факультетов не стесняются заявлять, что половина их студентов – дети высокопоставленных родителей. Они займут высокие места в жизни по протекции. Другая половина – способные выходцы из простых семей. Эти, познакомившись и подружившись за годы учебы с «блатной» половиной, будут ее обслуживать. Не верю в жизнеспособность подобных подходов к образованию.
- Как университет должен реагировать на сегодняшние и перспективные запросы общества в плане подготовки специалистов?
- Это тяжелый вопрос. 20 лет назад мы считали, что образовательная система должна соответствовать окружающей реальности, новому типу общественных отношений. Потом были вынуждены пересмотреть эти взгляды. Полагаю, что современная нам социально-экономическая формация, сложившаяся в постсоветский период, не имеет никаких перспектив. Страна просто не выдержит ни нынешних чиновников - нахлебников, ни существующего делового климата «распилов» и «откатов», ни распада образования, науки и культуры. Россия должна от всего этого вылечиться, а наши выпускники – найти себя не только в сегодняшней, но и в будущей ситуации.
Сегодня человеку совершенно не выгодно быть честным. Честность неконкурентоспособна. Значит, надо дать выпускнику такой запас профессиональной и человеческой прочности, чтобы он, будучи обремененным таким недостатком, как честность, смог победить в конкуренции с нечестными. Общество человека подталкивает: «Укради, обмани, перехитри…», а он должен жить и работать иначе. Вот в чем моя задача как ректора.
- Спрос на каких специалистов, по-вашему, будет расти в ближайшее время?
- Мы готовим людей к работе в России. Что у нас в стране будет происходить – никто не знает. Значит, мы должны готовить специалистов, способных достичь своих целей в любых условиях. Иначе, что же это за университет?
- Какими профессиональными достижениями выпускников университета вы гордитесь?
- Я доволен громадным большинством выпущенных нами специалистов. Вот педагог-хореограф Елена Диденко, например, учит сотни детишек во Фрунзенском районе Петербурга народному танцу. Наши выпускники руководят, наверное, уже тысячами подобных коллективов по всему бывшему СССР. Чем не повод для гордости? Или наши выпускники-звукорежиссеры, которыми укомплектованы ведущие музыкальные залы Петербурга. По-моему, на наших выпускниках вообще многое в нормальной жизни страны держится. Хотите яркие примеры? – Приведу и такие. Вот вел я как-то половину группы студентов-журналистов, специализировавшихся на телевидении. После выпуска все ушли в Москву на ведущие федеральные каналы. И не на вспомогательные должности, а сразу на творческую работу: корреспондентами, редакторами и т.д. Да еще – и в самые рейтинговые программы. Некоторые – даже в Кремле работать, в «президентский пул». Типично, что Григорий Олисашвили из того выпуска сейчас руководит сетью Первого канала на Ближнем Востоке. В Петербурге осталась одна Ксюша Корякина – также сразу после вуза пошла на телеканал «100», в прямой эфир. Правда, сейчас она – жена мексиканского телемагната, миллионера и красавца. Тоже неплохо. Я этих ребят хорошо помню, потому что сам с ними работал. Но знаю, что и вторая часть той же группы прекрасно устроилась в различные СМИ, только не телевизионные.
Чем я особо горжусь – ни одного нашего выпускника не оказалось в составе нынешнего российского правительства. Ливанов – не наш. Сердюков – не наш, все его соратницы – тоже не наши. Было бы иначе – кошмары бы меня мучали по ночам.
СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВ

 

Источник — Деловой Петербург, № 107 (от 19 июня 2013)